Как выбрать подрядчика для разработки интернет-магазина и не пожалеть об этом?
Запуская сайт интернет-магазина, важно найти квалифицированного, а главное, добросовестного подрядчика. От этого будет зависеть конверсия, видимость сайта в поисковых системах, затраты владельца на поддержку и обслуживание ресурса. О том, как выбрать правильного исполнителя сегодня и не пожалеть об этом завтра, рассказывают руководитель отдела ведения проектов DD Planet Екатерина Баукина и директор по маркетингу DD Planet Елизавета Трибунская.
Каждому свое: оцените масштаб собственного бизнеса
Первое и главное, что следует сделать представителю интернет-магазина — оценить свой опыт в ecommerce и масштаб бизнеса. От этого будет зависеть выбор платформы для создания торговой площадки, объемы разработки и тип подрядчика. Объясним подробнее.
У каждого владельца онлайн-магазина уже накоплен определенный опыт работы в ecommerce или в оффлайн-торговле. Как минимум, у него уже есть витрина в Instagram или ВКонтакте или физическая точка продаж, которую клиент хочет перенести в интернет. Как правило, идея создания сайта возникает одновременно с ростом бизнеса, когда онлайн-предприниматель оказывается не в состоянии обрабатывать заказы самостоятельно. Приходится выбирать, в каком направлении двигаться дальше: расширять штат или оптимизировать свою деятельность. Площадке требуется автоматизация, а ее владельцу — помощь с обработкой заказов, доставкой, логистикой, учетом товаров и маркетингом в целом. Одних лишь инструментов соцсетей для полноценной работы становится недостаточно.
Первый шаг в такой ситуации — попытка предпринимателя разработать интернет-магазин с помощью популярных конструкторов сайтов. Мелкий бизнес обычно старается закрыть этот вопрос своими силами или же привлекает фрилансера. Простое решение призвано закрыть проблему продажи товаров и наладить минимальное взаимодействие с пользователем. На этом этапе владелец интернет-магазина еще не думает о том, как будет реализована на его сайте оплата по карте, работа с юрлицами и взаимодействие с бухгалтерскими учетными программами. Отсутствуют такие понятия как склады и логистика. Конечно, это уже работающий интернет-магазин. Однако со временем предприниматель понимает, что ему нужен сайт с гораздо более широкими возможностями.
Совет. Выбирайте исполнителя, который сможет закрыть ваши потребности при минимальных затратах. Нет смысла расписывать подрядчику подробное техническое задание. Куда полезнее будет обозначить главные проблемы и поинтересоваться, какие варианты их решения предложит подрядчик. Не стесняйтесь задавать вопросы и обсуждать варианты. Так вы приобретете ценный опыт и сможете убедиться в экспертизе потенциального исполнителя работ.
С расширением ассортимента и по мере роста числа поставщиков появляется необходимость разработки сайта на более серьезной CMS, которую, например, можно “безболезненно” интегрировать с системой учета 1С. К этому моменту у интернет-предпринимателя уже накоплен достаточный опыт, связанный не только с разработкой сайта, но и с продвижением в сети. Есть базовые навыки поисковой оптимизации, запуска кампаний контекстной рекламы и работы с социальными сетями. Заказчик понимает, кто его целевая аудитория, и какие ресурсы она посещает. Осознает несовершенство своего сайта и видит его главные проблемы. Например, может столкнуться с тем, что ресурс не адаптивный, плохо оптимизирован и технически не поддается SEO из-за неправильной структуры. В этот момент клиент понимает, что текущее решение попросту мешает бизнесу масштабироваться. Начинаются поиски нового подрядчика.
Совет. Обращаясь в веб-студию, можно получить бесплатный, но довольно качественный аудит. Как минимум, узнать, что у его ресурса есть серьезная проблема с индексацией в поисковых системах, неправильная интеграция с 1С, плохо реализована система обработки заказов и прочее. Внимательно изучайте аудиты, фиксируйте ключевые проблемы, пытайтесь сосредоточиться на их решении.
Важно однако понимать, что на этой стадии доработка ecommerce-проекта в 80% случаев обойдется дороже, чем создание нового сайта на популярном коммерческом движке. Учитывайте это, рассматривая предложения от потенциальных подрядчиков. Региональные студии, специалисты на фрилансе способны справиться с задачей. Однако велик риск того, что квалификация исполнителей будет низкой или они попросту не захотят разбираться в коде вашего проекта. Репутация подрядчика и наличие портфолио, состоящего из сайтов-ecommerce, поможет не ошибиться с выбором. Обращайте внимание и на присутствие агентства в популярных рейтингах Рунета.
Первое знакомство: о чем спросить подрядчика?
Для оценки подрядчика можно использовать следующий чек-лист.
- Внимательно изучите портфолио и примеры работ. Здесь есть несколько нюансов: желательно, чтобы у компании были кейсы из вашей отрасли, или как минимум проекты, похожие по функционалу. Например, если вы планируете запускать интернет-магазин со сложной интеграцией и личным кабинетом — запрашивайте у подрядчика именно такие кейсы. Обязательно проверьте их на реальность: найдите интернет-магазин из портфолио и посмотрите, как он работает на самом деле.
- Обратите внимание на обоснование цены. По присланному коммерческому предложению должно быть понятно, из чего складывается стоимость проекта. Другими словами, вы должны видеть, сколько стоит час программиста в этой компании, и сколько он будет работать над каждой задачей. Кроме того, ответственные подрядчики всегда закладывают в цену проекта тестирование и риски. Если этих костов нет — велика вероятность, что конечная стоимость вашего сайта существенно вырастет по сравнению с суммой из первоначальной сметы. Или вы получите совсем не то, что хотели. Обратите внимание, какие вопросы вам задают, какие данные просят. Для того, чтобы правильно оценить разработку интернет-магазина, нужно детально вникнуть в структуру каталога и обмен данными с другими вашими учетными и бухгалтерскими системами, и если у вас не спрашивают о том, с чем интегрироваться, и какие товары будут в магазине, то возникает закономерный вопрос: «А на основе чего делалась смета?»
- Важный аспект — CMS, на которой будет сделан ваш интернет-магазин. Подрядчик должен предложить систему управления сайтом, которая будет подходить именно под ваши цели и запросы. Самые популярные сегодня — 1С-Битрикс, CS-Cart, Magento, OpenCart, PrestaShop. Также магазины часто делают на надстройках над популярными универсальными CMS WordPress, Drupal, Joomla, MODX. Чем более распространена система, тем проще будет поменять подрядчика на этапе поддержки.
Если говорить о выборе платформы для создания сайта, то 1С-Битрикс — оптимальна для разработки интернет-магазинов в среднем сегменте. Что касается крупных игроков рынка, то, выбирая для своих сайтов известные движки, они переписывают их до неузнаваемости. Готовые решения неприемлемы для крупного бизнеса даже в рамках фреймворков. Обычно у таких интернет-магазинов есть свой отдел разработки, который занимается адаптацией готовых решений под нужды бизнеса, постоянной их поддержкой и доработкой. 4. Поинтересуйтесь у подрядчика, насколько легко вам будет вносить на сайт изменения по требованию SEO-специалистов. Обязательно спросите, есть ли возможность интеграций с внешними площадками. Например, с Яндекс.Маркетом. Намного удобнее выполнять блок работ по продвижению и развитию ресурса с теми же подрядчиками, которые делали вам сайт. Поэтому обязательно оцените их экспертизу в плане SEO и проанализируйте возможности предлагаемой CMS. Часто приходится видеть интернет-магазины без ЧПУ, с неправильно реализованным механизмом формирования url, наличием дублей.
Не стоит забывать о том, что у многих CMS есть “родовые травмы”, которые не позволяют заниматься полноценным SEO интернет-магазина. Это касается не только бесплатных движков, но и топовых CMS. Владельцу сайта всегда следует помнить об этом. В частности следить за тем, чтобы служебные URL были закрыты от индексации в файле robots.txt, выявлять циклические редиректы, проверять страницы на дубли. Качественный подрядчик обязательно обратит ваше внимание на распространенные проблемы выбранной CMS и даст рекомендации по работе с сайтом. Часто бывает так, что существующая организация системы 1С абсолютно не подходит для создания на ней полноценного сайта интернет-магазина. Классический пример, когда все свойства товара занесены в одно поле. В этом случае осуществить фильтрацию на сайте будет невозможно. Важно, чтобы каждое свойство имело свой пул значений, и эти значения были бы заданы. Встречаются ситуации, когда в 1С введено множество дублей товаров, сами товары не структурированы, их свойства не систематизированы. Опытный исполнитель обязательно попросит вас привести в порядок 1С. Без этого просто невозможна качественная работа с сайтом.
- Обсудите с подрядчиком, как должно выглядеть техническое задание. Оптимальный вариант, если это будет не слишком детализированный документ, где будут намечены основные направления работ. В процессе работы над проектом ТЗ может не раз подвергаться корректировке, ведь в разработке сегодня важна гибкость. Лучше двигаться от целей: намечать текущие задачи и работать над их исполнением. Или же отдельно заниматься прототипированием проекта и намечать пути реализации на этом этапе. Идеальный вариант — создание схемы прохождения заказа от статуса “создан” до статуса “доставлен” с одновременной отрисовкой прототипов страниц. Этого вполне достаточно для успешной переработки сайта интернет-магазина.
- И последний, но при этом, наверное, самый важный пункт — ощущение комфорта при общении с подрядчиком на этапе продажи. Иногда бывают ситуации, что в компании работают прекрасные специалисты, но принятый формат коммуникации вам не подходит. В разных компаниях процессы передачи информации между клиентами и непосредственными исполнителями выстроены по-разному, но обычно общение идет через менеджера, который выступает в роли переводчика и систематизатора требований и вопросов.
Постарайтесь познакомиться с менеджером, который будет вести ваш проект на этапе продажи, узнайте, как будет строиться взаимодействие, если по какой-то причине вы не найдете общий язык. В больших компаниях обычно не один менеджер, и замена контактного лица — не очень частая, но вполне нормальная практика. Работа над сайтом и особенно интернет-магазином подразумевает многочисленные обсуждения, вы не сможете добиться нужного результата с командой, общение с которой вас не устраивает.
Вместо заключения
Чтобы не потеряться в обилии рекомендаций и найти “своего” исполнителя, используйте простые и понятные каналы поиска. Важными критериями выбора подрядчика могут выступать:
Нетворкинг с коллегами по рынку и личные рекомендации. Их можно получить, общаясь с владельцами интернет-магазинов на специализированных ecommerce-ивентах.
Анализ рейтингов веб-студий и диджитал-агентств, например: Ruward, Tagline и Рейтинга Рунета.
Рассылка запросов разработчикам, сравнение предложений и стоимости.
Наконец, важно понимать простую истину: запуск полноценного торгового представительства в интернете сегодня не может стоить дешево. Особенно если учесть, что агентство или фрилансер будет работать над вашим заказом не менее месяца по 8 часов в день. 22 рабочих дня по 8 часов — это 176 трудовых часов фрилансера или работы сразу нескольких специалистов, если вы рассчитываете иметь дело с агентством. А теперь посчитайте, сколько стоит час работы хорошего IT-специалиста. В 60 тысяч в месяц вы явно не уложитесь. Если кто-то подписался работать с вами за копейки, он либо не способен адекватно оценить задачу; либо никогда не делал, то что продал; либо рассчитывает вытянуть из вас дополнительные деньги. Готовы ли вы так рисковать? Вряд ли.
Если агентство или фрилансер предлагает вам цену ниже рынка — это серьезный повод задуматься о том, насколько добросовестным исполнителем он является и хорошо ли понимает, какой результат вы хотите получить в итоге.